Главная / Новости / Состоялся городской семинар учителей русского языка и литературы по теме «Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы»

Состоялся городской семинар учителей русского языка и литературы по теме «Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы»

Родительский портал - Состоялся городской семинар учителей русского языка и литературы по теме «Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы»
Якутск,

 «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
                                                                                                      Л.Н. Толстой

Согласно плану Управления образования города Якутска, плана работы методического объединения учителей русского языка и литературы на базе МОБУ СОШ №21  состоялся городской семинар учителей русского языка и литературы по теме «Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы». 

В век открытий, социально-экономических и политических преобразований, от каждого человека требуется поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией – творчески. Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Также это способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Семинар открыла приветственным словом директор школы Шарапова Лидия Николаевна. Хор начальных классов исполнил песню Г. Струве «Пусть миру будет хорошо» (руководитель Егорова Татьяна Олеговна). Черных Александра Сергеевна, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы, представила отчет о работе МО за последние три года, рассказала о традициях и новаторстве.

В теоретической части семинара выступила Костромина Вера Борисовна, заместитель директора по содержанию образования, тема ее выступления «Функциональная грамотность обучающихся как современный показатель качества образования». Рассказала о создании условий для формирования функциональной грамотности в школе, о проблемах и путях решения проблем. Особо подчеркнула, что над развитием функциональной грамотности обучающихся нужно работать системно-деятельностно всей творческой командой школьного коллектива.

Черных Александра Сергеевна выступила с темой «Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы», рассказала о том что можно учить креативности, обходя все педагогические установки, используя потенциал уроков и внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий и воспитательной работы, элективных курсов и проектной деятельности. Участники семинара ознакомились с требованиями к креативному уроку, важными принципами для разработки креативного задания, с технологиями, которые можно использовать; с нестандартными формами уроков. А также узнали, на каких этапах урока уместно и возможно использовать задания на креативное мышление.

Методический калейдоскоп, представленный шестью учителями русского языка и литературы, был разнообразен и креативен.

Дьяконова Юлия Александровна выступила с темой «Создание литературных веб-квестов как способ развития креативного мышления учащихся». Ведь создание веб-квеста повышает мотивацию и рост интереса учащихся к учебному предмету; ставит перед детьми задачи, для решения которых нужны нестандартные решения; предполагает получение продукта в результате – полезный и удобный сайт в открытом доступе. Рассказала об этапах работы по созданию веб-квеста; о платформах, на которых можно создавать; продемонстрировала работы учащихся, которые стали победителями в конкурсе «Литературный веб-квест» (в рамках проекта «Литература и жизнь»). В конце своего выступления подчеркнула, что применение в процессе обучения цифровых образовательных платформ расширяет дидактические возможности обучения – увеличивает долю самостоятельной работы обучающихся, что обеспечивает у них формирование таких качеств, как ответственность, организованность, самостоятельность, умение взвешенно оценивать свои силы и возможности.

Леонтьева Татьяна Валентиновна выступила с темой «Развитие креативного мышления у учащихся с помощью технологии интеллект-карт». Систематическое применение данной технологии повышает креативность, обучает способам работы с информацией, развивает коммуникативные навыки, а главное, формирует личность, способную самостоятельно обучаться. Возможности для учителя: развитие творческих возможностей, коррекция знаний, повышение результата, активизация знаний, выявление причин затруднений, изучение личности, повышение конкурентоспособности, повышение качества знаний и мотивации, развитие коммуникативных способностей. Она указала на свойства интеллект-карт: наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творческий характер, возможность пересмотра. Рассказала, почему запись в виде интеллект-карты удобнее и полезен; о законах построения карт и об их оформлении, о предметах и средствах труда для оформления. Подчеркнула, что карты можно рисовать не только от руки, но и создавать при помощи компьютерных программ, познакомила с программами для создания. В конце своего выступления продемонстрировала работы своих учащихся.

Никитина Матрена Ивановна выступила с темой «Технология создания буктрейлера как способ развития креативного мышления учащихся». Упомянула, что буктрейлер – это видеоанонс произведения, направленный на то, чтобы заинтересовать читателя, подтолкнуть его к чтению рекламируемой книги. В процессе работы ученики приобретают навыки работы с современным мультимедийным оборудованием, изучают новые программы и сервисы, более глубоко познают окружающий мир. У школьников развивается умение видеть, выражать свои мысли, чувства через авторские фильмы и видеоролики. Это возможность раскрыть творческие способности, научиться мыслить по-новому - креативно. Рассказала о видах буктрейлеров, об этапах работы по созданию; дала практические советы, ознакомила с программами и приложениями для монтажа: провела практикум по созданию сюжета для буктрейлера по рассказу М. Горького «Макар Чудра». В заключении своего выступления показала работы своих учеников (В. Астафьев «Васюткино озеро», А. Куприн «Гранатовый браслет»). 

Ильинова Светлана Дмитриевна выступила с темой «Методы и приемы обучения выразительному чтению на уроках русского языка и литературы». Она подчеркнула, что работа над выразительным чтением необходима как для более глубокого понимания художественного произведения, так и для лучшего усвоения правил синтаксиса и пунктуации. Проводимая работа над выразительной речью и чтением способствует правильному и более легкому осмыслению целого ряда правил синтаксиса и пунктуации, развитию навыков выразительной речи, развитию речевого слуха. Самореализация учащихся на конкурсах чтецов, проведении школьных мероприятий. Продемонстрировала упражнения, которые развивают активность речевого дыхания, умение правильно ставить логическое ударение, соблюдать паузы. В заключении отметила, что обучение выразительному чтению необходимо проводить в системе, по возможности, не отрываясь от изучения программного материала по литературе и русскому языку.

Михайлова Любовь Николаевна выступила с темой «Развитие креативного мышления учащихся при создании иллюстраций к литературным произведениям». Обучение иллюстрации является учебно-творческой деятельностью, в процессе которой обобщаются и интегрируются знания, умения и навыки, которые учащиеся получают на уроках. В результате проделанной работы можно проследить процесс развития креативного мышления на каждом этапе работы над иллюстрацией. Любовь Николаевна рассказала также об этапах работы при создании иллюстрации по литературным произведениям; продемонстрировала работы свои учеников, которые неоднократно становились призерами и победителями конкурсов в рамках проекта «Литература и жизнь».

Черных Александра Сергеевна выступила с темой «Письменное самовыражение на уроках русского языка» (создание рассказа по картине Е. Широкова «Друзья»). Отметила, что письменное самовыражение требует от учащихся продемонстрировать воображение и уважение к правилам и условностям, которые делают создаваемые тексты понятными различным аудиториям. Учащиеся на таких уроках создают свободные высказывания и тексты, выдвигают идеи для создания текстов, оценивают, совершенствуют собственные и чужие тексты. Также рассказала об этапах работы на уроке по созданию рассказа и зачитала творческие работы своих учеников.

Нижник Надежда Николаевна, куратор области -русский язык и литература,  отметила, вручая педагогам сертификаты, что  этот семинар прошел на высоком методическом уровне. Один из лучших семинаров этого года. Педагоги школы №21 творческие, креативные,  обладают новыми современными технологиями, которые внедряют в свою практическую деятельность с обучающимися. Добиваются определенных успехов в урочной и внеурочной деятельности.

Педагоги школ города сказали, что семинар был обучающим с  теоретической основой. Они увидели  и услышали много нового и полезного: большая содержательная «начинка» данного семинара, очень интересные выступления, завораживающие буктрейлеры, авторские рисунки с текстами, новейшие приемы и технологии. Как сказала Егорова И.В. -действительно,прекрасный заключительный аккорд учебного года по семинарам, «один из лучших семинаров года» подготовили учителя и администрация МОБУ СОШ №21 в преддверии юбилея школы.

Спасибо всем за данный семинар и работу, общее мнение педагогов города.

 

Черных А.С., руководитель  ШМО, Андреева Т.С., руководитель городского методического объединения

Управление образования окружной администрации города якутска

star

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

Ранее

edit