Главная / Новости / Сила любви к родной земле, народу передается по кровному родству

Сила любви к родной земле, народу передается по кровному родству

Родительский портал - 
Сила любви к родной земле, народу передается по кровному родству

Образование в МОБУ «Якутская городская национальная гимназия» имени А.Г. и Н.К. Чиряевых неразрывно связано с языком, ориентировано на развитие ребенка саха как личности, восходящей от родной культуры к мировой через общероссийскую.

Николай Константинови Чиряев, директор гимназии, принял Ефросинью Жарафовну Алексееву на работу летом 2013 года. В собеседовании приняли участие четыре учительницы. Что определило его выбор?

Ефросинья Жарафовна родом из Таттинского улуса. Здесь родились выдающиеся деятели якутской культуры, политические деятели, народные мастера. Таттинский улус считается колыбелью якутской культуры, знаменит музеями в селах Ытык Кель и Черкех. Здесь живут удивительные люди, талантливые от природы, истинные хранители ремесленного дела, традиций изготовления национальной посуды.

С большим интересом я прочитала книгу Е.Д. Андросова «Оруоhуттар». В книгу вошли родословные девяти поколений Оросиных, составленные несколькими авторами. Узнала много об этом роде, об известных людях, с которыми общались. Потрясли трагическая судьба пострадавших от репрессий, уничтожение книг, фотографий и других материальных свидетельств о жизни Оросиных. Оросины - богатые, образованные якуты, имеющие авторитет и уважение среди народа. Круг общения - федералисты, А.Е. Кулаковский, политссыльные Э. К. Пекарский, Н. А. Виташевский, В. Ф. Трощанский, В. М. Ионов и многие другие. Жизнь каждого переплетена с Оросиными теми или иными событиями.

Отец Ефросиньи Жарафовны - потомок рода Оросиных. Он является свидетелем эпохи, очевидцем исторических событий по праву рождения. Жараф Агапитович Оросин оказался в перекрестье самых знаменитых судеб,

значительных, сложных и трагичных. Вот имена, которые чередой проходят перед нами.

Константин Григорьевич Оросин, сказитель, носитель народных традиций, обладавший даром импровизации и ораторского искусства. В 1880 г. К.Г. Оросин записал текст древнего олонхо “Дьулуруйар Ньургун Боотур”. Это событие стало своеобразным подвигом в увековечении якутского национального эпоса, признанного в 2005 году ЮНЕСКО «шедевром устного и нематериального наследия человечества».

Один из основоположников якутской литературы, писатель-билингв Николай Денисович Неустроев, первая якутская поэтесса Вера Дмитриевна Давыдова, первая женщина-прозаик, член Союза писателей СССР Анна Денисовна Неустроева.

Во второй половине прошлого века якуты, в их числе молодые Оросины, подготовили экспонаты для выставок о материальной и духовной культуре народов в Иркутске, Нижнем Новгороде, в 1867 и 1899 году принимали участие в Парижской всемирной выставке. Об этом расскажем подробнее. Участники знаменитой Джезуповской экспедиции (1900 г.) передали в музей истории в Америке фотографии и гипсовые слепки лиц коренных жителей северного побережья, фольклор и предметы материальной культуры, провели измерение телосложения, описание языка. Их цель - доказать (или опровергнуть) родство народов, населяющих Северо-Восточную Азию и северо-западное побережье Северной Америки. Если бы оно было установлено, это означало бы, что Америка заселена из Азии через Берингов пролив.

Для понимания истории переселения параметрами, как считают ученые, занимающиеся данной проблематикой и в наше время, могут быть технологии обработки, количество находок на месте памятников, возрастные характеристики, лингвистические особенности и т.д. Зимние и весенние традиционные национальные костюмы (пальто-бууктаах) дочерей семьи Оросиных, работы якутских мастеров по дереву и металлу, а также мастериц по шитью якутских шапок-дьукдьуур из Таатты по сей день хранятся в американском музее естественной истории в Нью-Йорке.

О преодолении черт патриархальности в духовном мире тогдашнего якутского общества, о том, что открылся «якутской общественной мысли путь в общее мировое движение за торжество социальной справедливости, за прогресс» написал в статье «В тисках партийного диктата» Е.Е. Алексеев, доктор исторических наук, академик Академии духовности Республики Саха (Якутия). Феномен состоял, прежде всего, во всеохватности мысли выдающегося таттинца Алексея Елисеевича Кулаковского –поэта, ученого-фольклориста, лингвиста, историка и этнографа Якутии.

В Якутии репрессии начались в 1920 году с так называемого «Заговора Оросина». Целью заговора, как объявили «органы» об этом, было свержение советской власти в Якутии. Оросин Роман Иванович, как бывший член ЦК Союза федералистов, обосновал "необходимость" присоединения Камчатки и Охотского уезда к Якутии. С Никифоровым Василием Васильевичем (видный общественный деятель), как организаторы заговора, были осуждены и сосланы.

В числе 28 интеллигентов - якутов были арестованы и отправлены в ссылку (в том числе в Соловки) Оросин Петр Иванович, Оросин Василий Михайлович. Исследователи данного периода в историческом пути нашего народа пишут о том, что почти вся интеллигенция Алексеевского (Таттинского) района - первого, дореволюционного, и второго, послереволюционного, поколений - оказалась уничтоженной. Репрессии с первых дней приносили семьям «врагов», близким рода Оросиных страдания, беды и лишения.

Таттинцы добивались реабилитации земляков, полная политическая реабилитация Таттинского улуса состоялась лишь в 1992 году. В память о трагических судьбах, о творческом наследстве выдающихся представителей, гимн улуса начинается со слов:

Тыгын кырдьаҕас саҕаттан

Тымыр-сыдьаан тылламмыт

Тырыттыбат дьылҕалаах

Тыйыс саха аатыран,

Тыыллан-үөскээн иһиэҕиҥ!

Сила любви к родной земле, народу передается по кровному родству. Среди представителей современного поколения Оросиных этнопедагоги Афанасьевы: Виктор Федорович, доктор педагогических наук, профессор и Вячеслав Федорович, заслуженный учитель РС(Я), создатель первого Музея якутской письменности, Елена Слепцова-Куорсуннаах, автор исторического романа «Небесная буря», посвященного трагической истории якутской интеллигенции на рубеже ХIХ—ХХ веков, лауреат Государственной премии имени П. А. Ойунского.

Жарафу Агапитовичу Оросину исполнилось в феврале этого года 90 лет. Его три сына - подполковники полиции - осознанно выбрали профессию «защищать». Человека и законы страны. Каждый из девяти его детей: сотрудники МВД, экономисты, ученые, учителя – вносит вклад в историю родного края и заслужили уважение земляков преданностью своему делу. Их объединяет душевная щедрость, любовь к родной земле и трепетное отношение к своей профессии.

«Я надеюсь»

Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает авторитет среди учащихся. Но это не так. Например, мальчик, играя с друзьями, толкнул девочку рядом, она плачет. Как ведут себя в этой ситуации дети из класса Ефросиньи Жарафовны? Одноклассники, не обратив никакого внимания на этот случай, продолжают игру? Опишу, как и что происходит - не раз мне приходилось детей из ее выпусков наблюдать и по воле случая, и по работе. В коридоре, кабинете, столовой и во дворе гимназии. Мальчик

подошел извиниться. Некоторые подходят «пожалеть» девочку и в то же время - мальчишку! За то, что у него так вышло!! Ученик списывает с чужой тетради, Ефросинья Жарафовна говорит ему: "Ты списываешь, потому что волнуешься и не хочешь получить двойку..." Учитель не ругает ребенка, только далее она говорит: «Настоящие мужчины всегда преодолевают трудности. А я всегда так переживаю, какими мужчинами вы станете...» «Не удивляется» поведению ребенка, сопереживает: «Да, это бывает...К сожалению, иногда так получается...»

Высказывает спокойным, мягким и убедительным тоном, выражает частичное согласие с ним: «Может быть, любой на вашем месте...Всякий бы на вашем месте ..., а вы еще...». Так учитель стремится помочь примирению ребенка с самим собой, с одноклассниками. Вот откуда желание детей быстро выручить одноклассника, быстренько подать ручку, книгу, карандаш, лист А4, если вдруг забыл кто-то!? Встать рядом, всем вместе, не осуждая, не противопоставляя ребенка классу, потому что учитель верит: «Разве хотел Миша обидеть близкого ему человека? Нет! Он не хотел сделать больно».

Пройдут годы, дети вырастут, но воспоминание о тех случаях радостью или благодарностью будет расцветать в их душе. Неожиданное решение их учителя, при, казалось бы, «неправильном поведении, поступке»: «И все же, я надеюсь...Наверное, у вас есть причина...Ты не могла сделать это специально!»

Ефросинья Жарафовна не выбирает поведение. Она так живет…

Внимание и поддержка родителей

В третьем классе родители изъявили желание обучаться технике лоскутного шитья, группа из 8 семей,16 человек, мамы с дочерьми. Небольшой

количественный состав группы объясняется повышенным уровнем сложности работ, а также значительным расходом учебного времени на создание панно «Өбүгэбит төрүт олоҕо». Эскиз изделия выдумывали сами девочки. На каждом лоскуте свой знак, оберег, символы в геометрических формах, которые, по поверьям наших предков, оберегают от злых духов и всего нечистого. Складывали, сшивали. Собирали и помогали, конечно, матери. Советовали, показывали. Учили технике «кыбытыктаах тигии».

Якутские мастерицы использовали лоскутное шитье в повседневной жизни еще до ΧVIII века, до того, как привезли в Якутию первую ткань. Что же заставляет современных девочек кропотливо трудиться над небольшими кусками ткани? «Стоит только взять в руки кусочки ткани, ножницы и иголку с ниткой – вы попадаете в волшебный мир, лоскутки похожи на драгоценные камни. Их цвет олицетворяет солнце и любовь, юность и надежды, чистоту и честность», - говорят девочки о своем опыте.

Учитель же главное в проекте видит во взаимопомощи, уважении, доверии в семье, творчестве, приобщении к природе народного искусства.

Владение иностранными языками ребенку открывает мир

Николай Константинович Чиряев стремился организовать для гимназистов стажировки в зарубежных школах. В годы руководства республикой первого президента Михаила Ефимовича Николаева впервые это стало возможным.

Большинство наших выпускников и родителей связывает выбор будущей профессии со знанием английского языка. Владение несколькими языками поможет им укрепить социальный статус и утвердиться в мировом многоязычном обществе.

Максим Реворьевич, отец Камиллы Ивановой: «Мой классный руководитель Наталья Лукинична Баишева учила нас по учебным пособиям английских школ. Второй иностранный язык в гимназии был японский, с преподавателем говорили на английском. Летом после шестого класса наша семья принимала у себя дома детей из Фербенкса, сестер Дженифер и Мейган, это была моя первая языковая практика. Николаю Константиновичу и учителям благодарен за стажировку в Швейцарии. Запомнились занятия языком в летнем лагере «Туймаада». У меня высшее техническое образование. Дополнительное обучение прошел в Центре сервисного персонала компании Caterpillar в Иркутске. Обучение, оценка знаний по техническим вопросам любой сложности в этом центре, от планового обслуживания до диагностики систем машины, по требованиям компании на английском языке. В Ярославле, Ростове - на - Дону обучался на курсах по эксплуатации техники Caterpillar, регулировкам и ремонту двигателей, карданов, организации рабочего места в соответствии со стандартами Komatsu, безопасной и эффективной работе на машинах Komatsu. В период командировок, на вахтовых участках мне приходится непосредственно общаться с иностранными партнерами, представителями компаний Caterpillar, Komatsu Ltd на английском языке. Владею техническим английским языком в объеме, необходимом для взаимодействия и получения информации из зарубежных источников. В случае технически сложных механизмов важно изучать состояние и перспективы развития отрасли за рубежом и т.д.».

«Изучение английского языка стало важным для каждого современного человека, - считает Анна Дмитриевна, мама Арчына Саввинова. - Это язык науки, технологии, спорта, культуры. Мы стараемся у своих детей с раннего детства пробудить интерес к иностранным языкам. Мой ребенок знает, что навык владения английским открывает для него множество преимуществ. Родным языком, русским и английским Арчын должен владеть свободно, так принято в современном мире».

Следовательно, в условиях среднего образования необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся могли полноценно освоить устную и письменную речь на якутском, русском и английском языках. Как без увеличения часов в учебном плане добиваться овладения тремя языками?

Для реализации этой задачи Анастасия Васильевна Талонова, учитель английского языка, в этом классе занимается инсценированием на английском. У нее многолетний опыт работы с детьми в кукольном театре. Чтобы научить ребят говорить быстро, Анастасия Васильевна разучивает песни, подбирает специальные упражнения на развитие артикуляционного аппарата, скороговорки, считалочки, рифмовки. Много внимания уделяется отработке сложных звуков, интонационному рисунку фраз, логическому ударению в предложениях и вопросах. Эмоционально пережитое надолго остается в детской памяти: они делятся впечатлениями с друзьями, рассказывают родителям. Родители помогают учить роли на английском языке, готовят костюмы, посещают праздники.

Учащиеся успешно, с увлечением принимают участие в международных олимпиадах на английском языке «Школа жизни на Севере», в олимпиадах и конкурсах, НПК “ Ступеньки к творчеству”, городском Фестивале научно-исследовательских работ обучающихся начальных классов "Окно в науку", городском конкурсе "Аа5ыы-билии- көрүү түннүгэ", посвященного Декаде родного языка.

В 4 «А» классе 34 учащихся, из них мальчиков – 15, девочек – 19. Дети любознательны и общительны. По итогам 2 четверти неуспевающих нет. Мотивы участия детей в деятельности класса: потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самоутверждении, стремление выделиться, получение поощрения. В течение прошлого учебного года проводились мероприятия: беседы, олимпиады, конкурс танцев «Зима начинается с Якутии», «Битва хоров на английском», праздники, ярмарка «Рождественское чудо», викторины, Веселые старты. В их подготовке принимали активное

участие все обучающиеся класса, были задействованы и родители. В результате совместной деятельности учащихся, учителей, родителей, прослеживается динамика развития коллектива, повышается познавательный интерес к учебной деятельности.

Результаты в учебе зависят от самостоятельности мышления

С марта 2020 года изменились условия учебы. Изменились требования к уровню интеллектуального и личностного развития, к степени сформированности у учащихся определенных умений и навыков дистанционного обучения. Появились связанные с этим трудности в общении с учителями и одноклассниками. Как данные изменения повлияли на качество результатов обучения детей в классе Ефросиньи Жарафовны Алексеевой?

В течение октября-ноября 2020 года в 4 «А» классе Вероникой Павловной Васильевой, психологом гимназии, совместно с классным руководителем для оценки эффективности обучения, изучения причин затруднений проведено исследование познавательной деятельности, уровня мышления обучающихся, их индивидуальных особенностей. Использованы методики изучения учебной мотивации Н.Г.Лускановой и определения умственного развития младших школьников Э.Ф. Замбацявичене. Те данные, которые представлены далее, скорее указывают на то, чего может добиться ребенок в ныне действующих условиях и средствах обучения, учебных программах, не всегда учитывающих возможности детей.

Статистический анализ полученных данных учебной мотивации показал, что из 32 обследованных учащихся 4 «А» у 7 (22%) класса – очень высокий уровень учебной мотивации; у 7 (22%) - высокий уровень учебной учебной мотивации; у 13 (40%)- средний уровень учебной мотивации; низкий уровень мотивации (посещают уроки неохотно, испытывают серьезные затруднения) в учебе 5 (16%) учащихся.

Развитие словесно-логического, понятийного мышления, исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от

несущественных, а также выделения существенных признаков предметов и явлений; исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями; выявление умения обобщать определяли у 30 детей. 24 (80%) ученика 4 «А» класса в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном). У данных детей диагностирован высокий и средний уровень умственного развития. По наблюдениям психолога гимназии прогресс в интеллектуальном развитии детей этого класса определяется у большинства из них, это выше, чем в других обследованных классах. Еще один показатель, который хотелось бы выделить – это желание обучающихся получать знания. Как правило, это дети, которые и при очной форме обучения показывают стабильные высокие результаты. Учитель связывает это с их сознательностью и самостоятельностью. Данный навык присутствует не у всех. У 6 (20%)учащихся класса были разные причины: начиная от «у меня не было интернета» до «меня не разбудили, я проспал». Возникшие последствия пандемии, изменившиеся условия обучения могут сказаться на самоорганизации ученика, что, в свою очередь, приводит к резкому ухудшению результатов.

Конечно, всем приходилось непросто: и учителям, и детям, и родителям. Ефросинья Жарафовна получала обратную связь от своих учеников до 24 часов ночи по электронной почте, в различных мессенджерах, отвечала на звонки родителей и проводила консультации, в том числе о том, как зарегистрироваться на той или иной платформе, какие кнопочки нажимать. В классе 12 детей из многодетной семьи, у которых всего один компьютер, а детей трое-четверо. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все ее имеют. Для дистанционного обучения необходима самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося. Отсутствует постоянный контроль над детьми. Еще одна проблема: как предотвратить или уст

Что делать в таких случаях? Педагоги гимназии убеждены: с помощью правильных педагогических действий эти последствия могут быть предотвращены или ослаблены. Ефросинья Жарафовна считает, что формировать сознательную потребность в дистанционном обучении необходимо, начиная с начальных классов. Элементы домашнего задания, индивидуальные задания на различных онлайн – платформах должны постепенно становиться частью образовательного процесса. Самостоятельность мышления развивать только на уроке трудно.

С 2013 года учитель организует участие детей в дистанционных международных играх-конкурсах «Русский медвежонок», «Продленка», «Плюс Олимпиада» сайта «Учи. ру». Ее учащиеся - победители Всероссийской дистанционной олимпиады по математике «Отличник математики» для 1-4 классов, 2013г., Всероссийской дистанционной олимпиады «Знаешь ли ты животных?» для 1-4 классов, 2013 г., Всероссийской дистанционной олимпиады по математике «Математический калейдоскоп» для 1-4 классов, 2014 г., Всероссийской дистанционной олимпиады по математике «Веселый счет» для 1-4 классов, межпредметной олимпиады «Дино», международной онлайн - олимпиады по русскому языку «Русский с Пушкиным», республиканской мета-олимпиады выпускников начальной школы, 2017г., Всероссийской олимпиады по математике для 3-6 классов «Сириус», 2020 г.

Участие в интернет-олимпиадах – это всегда задания повышенной трудности, работа в режиме ограниченного времени. Выполняя олимпиадные задания, достигая определенных результатов, учащиеся могут четко дифференцировать свои интересы и склонности, способности и умения. Кроме этого, участие в дистанционных конкурсных мероприятиях – это выход из зоны социального комфорта ребенка – знакомого ему окружения.

В процессе учебно-воспитательной работы Е. Ж. Алексеева проводит диагностику и отслеживание динамики развития личности, учебной деятельности каждого ученика. На основе полученных данных составляет

индивидуальные варианты продвижения учеников в становлении их в качестве субъектов учения. Именно с действия самооценки, со способности понять, что "это я уже знаю и умею, а этого не знаю", и начинается учебная самостоятельность, переход от просто старательного ученика к человеку, умеющему учиться и добывать информацию, а потом самостоятельно жить и действовать в безграничном мировом пространстве.

Марияна Васильевна Винокурова, кпн,
МОБУ Якутская городская национальная гимназия
имени А.Г. и Н.К. Чиряевых, г.Якутс

Министерство образования и науки республики Саха (Якутия)

star

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

Ранее

edit