Главная / Новости / В КАКОЙ КРУЖОК ОТДАТЬ РЕБЕНКА?

В КАКОЙ КРУЖОК ОТДАТЬ РЕБЕНКА?

Родительский портал - В КАКОЙ КРУЖОК ОТДАТЬ РЕБЕНКА?

Получение академических знаний и свободное время – отнюдь не полный перечень потребностей ребенка. Все дети любят заниматься разными интересными делами: рисовать, петь, танцевать, лепить, конструировать, плести, играть в спортивные игры и т.д. Родители, разумеется, хотят дать своему чаду возможность попробовать себя в одной или нескольких сферах, чтобы приобрести новые умения, реализовать свои способности и, возможно, найти любимое дело на всю жизнь. Сегодня мы разберемся в актуальном вопросе выбора кружков для ребенка: на каком направлении деятельности остановиться, каким должен быть педагог, чего ожидать от посещения учреждений дополнительного образования и какие кружки выбирать в зависимости от возраста.

Как выбрать кружок для ребенка?

В первую очередь нужно определиться с целью отправления ребенка в кружок. Малышу 3-4 года, и вы считаете, что «уже пора заняться чем-то серьезным»? Вы грезите об определенном будущем для сына или дочери? Ребенок проявляет способности, а у вас их нет (или же нет времени на совместные занятия)?

Тем мамам и папам, кому не терпится отдать ребенка на какие-нибудь «настоящие» занятия, советуем ознакомиться с нашей статьей: В каком возрасте отдавать ребенка в кружки? Дело в том, что в отношении любого специального обучения должен, прежде всего, действовать принцип – «не навреди». Дошкольный возраст – период творчества, фантазий, вдохновения. Малыш пока отлично обходится собственными идеями, без подсказок взрослых, «как надо делать». Это не исключает возможность посещения кружков, но все-таки постарайтесь подходить к вопросу исходя из интересов ребенка, а не собственных планов на его развитие.

Чтобы правильно выбрать направление деятельности, которым будет заниматься ребенок, нужно прислушаться к его желаниям. Если вы не будете торопить события, а дождетесь, когда малыш сам захочет чем-то заниматься, результат будет наверняка более продуктивным, чем от занятий «из-под палки» (или просто тех, которые родители посчитали лучшими). Взрослые, конечно, могут угадать с кружком, но ребенок так никогда и не узнает, чего по-настоящему хотел он сам. Если вы перешагиваете через нежелание малыша заниматься, к примеру, танцами или плаванием («Зато теперь ей нравится!», «Вначале не хотел ходить, а сейчас уже такие успехи!»), подумайте, заботитесь ли вы о ребенке или о собственном тщеславии, отдавая его в кружки…

Вызвать интерес малыша к музыке, спорту или другим занятиям не так уж сложно. Родителям для этого достаточно дать ему возможность попробовать себя в разных сферах, причем сначала без какого-либо обучения. Обеспечить ребенка материалами для творчества, слушать вместе музыку, петь и танцевать или хотя бы просто восхищаться нескладными песнями и дикими танцами малыша, поощрять его физическую активность – всего этого вполне достаточно, чтобы к концу дошкольного возраста ваш ребенок понял, что ему нравится особенно сильно. Также очень полезны для детского развития совместные занятия «взрослыми» делами – например, если мама шьет или вяжет, а ребенок «помогает», или когда вся семья вместе готовит обед, работает на огороде или вместе идет в поход. Вообще любые совместные дела с родными развивают и обогащают мир ребенка значительно сильнее, чем кружковая деятельность. Не наговаривайте на себя («Да я ничего не умею!») – помните, что ребенку важнее собственное вдохновение, располагающая к творчеству среда, чем идеальный образец для подражания в лице взрослого. Кроме того, подумайте: а не стоит ли вам самим чему-нибудь научиться (или вспомнить былые увлечения), чтобы передать эти умения ребенку?

Дети старше 5-6 лет обычно сами проявляют увлеченность тем или иным делом. И сами говорят родителям: «Я хочу ходить на каратэ» или «Мне так нравится рисовать! Вот бы научиться рисовать, как настоящие художники!». Стойкий интерес ребенка к конкретному делу на протяжении хотя бы двух месяцев свидетельствует о том, что специальные занятия будут ему интересны и полезны. И вот тогда, когда ребенок действительно просится, а не «его отдают» в кружки, именно когда занятия становятся нужны ему больше, чем родителям – тогда и стоит озадачиваться поисками подходящего места для обучения. Впрочем, если ребенок не выказывает конкретных желаний, а хочет попробовать и то, и другое, и третье, в таком случае можно и помочь ему с выбором. Возможно, вы считаете какое-то направление деятельности особо полезным и даже необходимым для его будущего? Обсудите это с ребенком. Главное, не отталкиваться при выборе от моды, рекламы или престижности заведения.

Виды кружков для детей

Все кружки можно классифицировать следующим образом:

1. Спортивные секции. Все спортивные занятия (за исключением, пожалуй, шахмат и шашек) способствуют физическому развитию ребенка, укреплению его выносливости. Если у ребенка нет медицинских противопоказаний, перед ним открывается широкий выбор спортивных секций:

  • занятия в бассейне – плавание, водное поло;
  • танцы (классические, бальные, спортивные, народные);
  • боевые искусства (дзюдо, айкидо, каратэ, ушу);
  • командные спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол);
  • детский фитнес;
  • фигурное катание;
  • гимнастика (художественная и спортивная);
  • теннис;
  • верховая езда;
  • шашки, шахматы.

2. Музыкальные школы. Подойдут детям, любящим петь и мечтающим научиться играть на музыкальных инструментах. Наличие чувства ритма, слуха и голоса – важные факторы, и их, несомненно, нужно учитывать, выбирая данное направление деятельности. Занятия музыкой полезны всем детям, но обнадеживать ребенка, у которого отсутствуют способности к вокалу и чувство ритма, в том, что он станет великим певцом, не нужно. Пусть занимается музыкой просто для удовольствия!

3. Художественные. В кружках изобразительного искусства детей учат рисовать в разных техниках, лепить, создавать композиции из папье-маше.

4. Кружки прикладного творчества (кройка и шитье, вязание, плетение из бисера, вышивание), скорее всего, понравятся усидчивым и спокойным девочкам.

5. Театральные студии. Идеальный выбор для ярких и артистичных детей, а также для более робких, мечтающих стать более уверенными в себе. Здесь ребенка научат ораторскому искусству и сценической речи.

6. Технические (резьба по дереву, авиамоделирование, автомоделирование, радиоконструирование) подойдут увлеченному техникой школьнику.

7. Компьютерные. Помогают детям постичь основы компьютерной грамотности, учат элементам программирования.

Важность личности педагога

Когда мы выбираем кружок для ребенка, один из главных моментов, которые следует учитывать – это личность педагога. На что обратить внимание родителям?

  1. Совместимы ли ребенок и педагог психологически – особенно это важно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Маленькие дети очень тонко чувствуют и испытывают потребность доверять, открыто и эмоционально общаться с педагогом. Взрослым после первого же занятия необходимо выяснить (прямыми вопросами или наблюдением), состоялся ли контакт с преподавателем, комфортно ли ребенку учиться у этого человека. Какие-то несостыковки в мелочах – это нормально, но серьезных проблем быть не должно. Ребенок должен идти на занятия с радостью. Если же руководитель кружка не нравится, то пусть даже он замечательный педагог и светлый душевный человек – лучше поискать другого.
  2. Является ли педагог фанатом своего дела. Искренняя любовь к занятию, которому человек обучает других, необыкновенно заразительна. Если вам хочется, чтобы ребенок по-настоящему «загорелся» делом, выбирайте в качестве педагога профессионала, мастера с большой буквы. Дети учатся и начинают стремиться к собственным вершинам, глядя именно на таких людей – тех, кто вкладывает душу в любимое дело, а не просто отрабатывает часы ради заработка. Это важнее любых дипломов и сертификатов. Человек может даже не быть педагогом, но его мастерство, подкрепленное адекватным отношением к людям (в частности, его ученикам), поможет действительно передать детям знания, и что еще важнее, заразить собственным энтузиазмом.
  3. Соответствует ли педагог вашим морально-этическим представлениям. Если девушка-руководитель кружка по художественной гимнастике вызывающе одевается и заполняет свой профиль в соц.сетях полуобнаженными фото, а тренер по футболу позволяет себе ненормативную лексику, что для вас неприемлемо – лучше искать другого преподавателя. Дети очень легко «читают между строк» и учатся в итоге не тому, на что рассчитывали их любящие родители. Вы ищете человека, которому доверите ребенка, делегируете на время свои полномочия – поэтому стоит проследить за тем, чтобы представления педагога о морали не расходились с вашими.
  4. Насколько открыто педагог общается с родителями. В идеале он должен уметь внимательно и вежливо с ними контактировать, но при этом грамотно справляться с возможными проблемами.
  5. Не является ли педагог излишне авторитарным. Даже если преподаватель влюблен в свое дело, но считает правильно лишь свой стиль его выполнения – тем самым он не даст развиться уникальным способностям учеников. Хороший учитель должен стимулировать детей к творчеству, а не подражанию.

Чего ожидать родителям от посещения кружков ребенком?

Ожидания родителей от кружков и секций различны до крайностей: у одних это надежды на великие достижения, а у других – уверенность, что у ребенка все равно ничего не получится и он скоро забросит новое занятие. В целом, любые избыточные ожидания, как хорошие, так и плохие, губительно действуют на психику ребенка.

Если вы видите у малыша явные способности к какому-то делу и убеждены: такой талант обречен на успех, то велика вероятность, что в скором времени вы начнете давить на него, добиваясь побед и наград. Результаты «выше среднего» в дошкольном возрасте – еще не гарант золотых медалей в будущем. Многие выдающиеся личности в детстве ничем не выделялись среди сверстников, и в то же время нередки случаи, когда, казалось бы, настоящий маленький гений превращается в самого обычного взрослого человека. Дети мечтают оправдать родительские надежды, но это не всегда получается, что вызывает у них колоссальный стресс. Кроме того, на подсознательном уровне ребенок в случае избыточных ожиданий начинает чувствовать, что его любят за что-то, а не просто так. А значит – если он не добьется успеха в выбранном деле, родители разочаруются в нем и будут меньше любить. Нелепо? Для нас, взрослых, возможно, и так, но для ребенка этот страх вполне реален.

Отрицательное отношение к новому увлечению ребенка (пусть даже оно только у вас в голове, а не на словах) «ломает» его, убивает желание заниматься, настраивает на неудачи. Даже если вы относитесь к выбору ребенка скептически, подумайте, чем вызван ваш настрой. То, что вы, родители, не видите в своем чаде способностей или усердия, еще не означает, что они действительно отсутствуют. Не ставьте клейм на малыша, который растет, развивается и постоянно меняется. Детям крайне важно чувствовать, что в них верят самые главные для них люди – причем верят искренне! И пусть не получится в этот раз, конкретно с этим увлечением – ребенку будет полезен и такой опыт. Главное, чтобы рядом были внимательные любящие родители.

Постарайтесь относиться к любым видам деятельности ребенка нейтрально – без придания им избыточной важности или скептицизма. Детям, вне зависимости от результата, будет приятно и полезно попробовать себя в новом деле, познакомиться с интересными людьми, возможно, приобрести хобби, которое в будущем будет просто приносить удовольствие, а не медали и заработок. Взрослым стоит воспринимать кружки так же, как воспринимают их дети – позитивно, радуясь тому, что в жизни ребенка происходит что-то хорошее и увлекательное.

В какие кружки отдать ребенка 3-4 лет?

3-4 года – это именно тот возраст, когда родители обычно начинают задумываться на тему кружков. Ребенок уже не кроха, и взрослым кажется, что его вполне можно начать обучать основам интересных для него занятий. Однако надо понимать, что интересы у таких малышей еще очень неустойчивы, и даже явный интерес к смешиванию красок и рисованию каракулей не говорит о том, что ребенка ждет будущее великого художника. Не стоит проецировать интересы своего крохи на его дальнейшую жизнь. Пока что он лишь пробует разнообразные способы самовыражения – не мешайте ему.

Если вам очень хочется отдать ребенка в кружок, не зацикливайтесь на каком-то одном виде деятельности. Разовые занятия предпочтительнее регулярных. При этом не стоит организовывать детский досуг так, чтобы у ребенка почти не оставалось свободного времени на собственные дела. Обычно кружковое «перенасыщение» – результат именно родительского выбора, а не активного желания ребенка.

Какие кружки предпочесть в 3-4 года? Попробовать можно многое, главное, чтобы ребенку это нравилось. Рисование и лепка, танцы, ритмика, детский фитнес, бассейн обычно нравятся малышам. Хотя в принципе тем же самым можно заниматься и дома, а в бассейн не «отдавать», а ходить вместе (с мамой/папой или всей семьей). О серьезных занятиях спортом в этом возрасте думать еще рано – если, конечно, здоровье ребенка для вас важнее, чем его предполагаемые будущие медали.

В какие кружки отдать ребенка 5-7 лет?

Начиная с 5-6 лет, ребенок становится способен к обучению, а не просто подражанию с элементами собственной фантазии. Он переходит от познания с помощью манипуляции предметами к познанию в деятельности. Можно попробовать посещение специализированных занятий, но все-таки в первую очередь ребенку необходимо показать разные виды деятельности в реальной жизни: как сажают семена и как собирают урожай, как художник рисует портреты, как строят дома, как готовит повар, как работает швея. Посетите вместе производства – некоторые фабрики, службы и производственные цеха предоставляют такую возможность. Это позволяет ребенку увидеть, для чего нужны те или иные занятия, понять их цель и смысл.

Если вы выбираете именно кружок, начните с разовых детских мастер-классов по обучению различным ремеслам, искусствам и разовых посещений спортивных клубов. Выбор для детей 5-7 лет достаточно широк, и уже можно познакомить ребенка с различными сферами деятельности. Только постарайтесь не увлекаться занятиями, отправляя туда малыша чуть ли не ежедневно: любому человеку, и дошкольнику в особенности, необходимо время, свободное от обучения.

Кружки для школьника, подростка: основы выбора

В школьном возрасте выбирайте кружки с учетом загруженности ребенка учебными занятиями. Если время школьника будет расписано по минутам – «уроки/кружки/выполнение домашний заданий/сон» – то результатом, скорее всего, станет не радость и разностороннее развитие, а стресс, нервные перегрузки и раздражительность.

Если ребенок активный и увлекающийся, дайте ему возможность попробовать разные занятия. Он с воодушевлением и легкостью отнесется ко всему и, возможно, выберет для себя что-то одно, самое интересное.

Спокойному, ответственному ребенку предлагать сразу несколько кружков нежелательно. Если он всерьез займется двумя-тремя делами, то в перспективе, когда придется выбирать одно из них, это может вызвать настоящий стресс, поскольку ребенок уже вложил в свои увлечения много времени и сил.

Желаем вам и вашим детям сделать правильный выбор занятий! Пусть они принесут ребенку яркие впечатления и помогут во взрослой жизни!

star

Комментарии:

Комментариев еще нет, вы можете быть первым кто его оставит

Оставьте ваш первый комментарий:

Пройдите авторизацию чтобы оставить комментарий.

Ранее

edit